Как путешествовать и зарабатывать на этом

Стыд, вина — социально воспитываемые сложные чувства. Удовольствие, боль, страх у нас с рождения. А вот стыд воспитывается у детей в возрасте примерно с 3 до 7 лет. Родители, воспитатели детского сада: «Стыдись, Маша, Саша, Петя! И больше так не делай!» При этом для возникновения чувства стыда нужны свидетели. Если что-то социально неправильное было совершено без свидетелей, то вместо стыда возникает столь же социальное чувство вины.

Конечно, возникает только у некоторых. Все дело в воспитании, у некоторых не бывает ни стыда, ни чувства вины. «Детей надо баловать. Только тогда из них вырастают настоящие разбойники» (фильм «Снежная королева», атаманша).

В странах Азии существует страх потери чести и лица. Существует несколько градаций потери лица и чести. Некоторые из них покрывают позором не только самого человека, но и его родню, такое можно смыть только смертью. По данным статистики в Японии ежегодно совершается до 30 000 самоубийств — и значительная часть их вызвана тем, что человек искупал таким образом потерю лица. Когда в Европе чиновника ловят на чем-то предосудительном, он максимум идет в отставку. В Корее, Японии — он вполне может покончить с собой.

У разных народов стыдными являются совершено разные вещи. Для человека из бразильского племени ботокудов вполне нормально ходить голым. Но и они знают стыд: ужасно стыдно, коли тебя увидели без ботока в нижней губе — все сбегаются, показывают пальцами и хихикают. Что такое ботоки? Это такое понятие естественности. В мочках ушей и в нижней губе в этом племени носят вставленные ботоки — деревянные диски. Чем больше боток, тем больше красота члена племени.

Бизнес на путешествии

Читайте также  Размышления в Риме: какого цвета бывает река?

Маленькие дети этого племени бегают «так», без ботоков, но еще в детском возрасте им пробивают нижнюю губу и мочки ушей деревянными гвоздиками, которые они и носят. Со временем гвоздики меняют на диски — все более и более широкие. И ходить без них категорически нельзя. Местные получали кайф от «голых» по их понятиям европейских исследователей — при том, что европейцы были упакованы в одежду, а ботокуды ходили голыми, но зато с ботоками.

Во многих странах Европы очень стыдно бывает нарушить этикет. Краем это зацепило даже наших. Один фронтовик написал, как по взятии какого-то, кажется, венгерского, замка офицеров части хозяин замка, какой-то оказавшийся «красным» местный барон или граф, пригласил на званый ужин. Они пришли при полном параде. Стол ломился от яств, но возле каждой тарелки лежали по десятку вилок и ножей разных форм, о предназначении которых они могли только догадываться. Они смотрели на других приглашенных. Те что-то жались и не ели. Они не ели тоже. Так голодными они и вышли из-за стола.

Но не успели они уйти из замка, как увидели, с каким аппетитом те, другие приглашенные, хрустели печеньем, что увидели на подносе, забытом на столе в коридоре. Поняв, в чем дело, они все вместе вернулись за стол и с аппетитом съели все что там было — уже наплевав на то, какой именно вилкой они это цепляли с общего блюда.

В европейской цивилизации понятие стыда крепко связано со степенью обнаженности. Очень стыдно нарушить принятый в данной стране этикет одежды. В конце XIX века женщины впервые вышли на пляж в первых купальных костюмах (сейчас их иначе, как костюмом и не назвали бы — кофта, юбка и что-то вроде нынешних бермуд, только длинных, по щиколотку) — так мужчины буквально сбегались посмотреть на женскую голую ступню… Первые бикини согласились надеть на показе мод только стриптизерши Парижа, от показа отказались все тогдашние модели.

Читайте также  Умирающая звезда Мира. Чем она заинтересовала учёных?

Стыд — мощное социальное чувство, на котором держится цивилизация. Правда, в разных странах стыд очень различается.

Добавить комментарий