Как путешествовать и зарабатывать на этом

Район на севере Санкт-Петербурга имеет странное название — Комендантский аэродром. Это не административное название, территория входит в состав Приморского района города. Сколько же времени существует Комендантский?

Вначале, еще во времена Петра Первого, район назывался Комендантской дачей, эти земли были отведены для летнего отдыха семей комендантов Петропавловской крепости. Место было удаленное и очень спокойное.

Со временем, по мере освоения территории и сведения в этих местах леса, район стали называть Комендантским полем. Согласно карте 1831 года место это было глухим, не населенным и по большей части представляло собой поля и огороды. Единственная серьезная постройка тут была Комендантская дача, а прочие земли комендант сдавал в аренду огородникам. Селились тут летом и дачники.

Прошло время, Петербург все разрастался — в районе Комендантской дачи был построен ипподром. И когда в 1908 году в столице возник первый в России аэроклуб (не абы какой клуб — Императорский Всероссийский аэроклуб!), то разместился он возле ипподрома, и поле ипподрома оказалось отличным для взлета и посадки первых самолетов того времени. Не забудем — земли эти были выделены комендантам Петропавловской крепости, коменданты сдавали их в аренду. Как ипподрому, так и аэроклубу.

В самом начале самолеты взлетали и садились на ипподроме, с трибун которого было замечательно видно это чудо начала XX века — первые самолеты-этажерки, совершающие чудо — взлет и посадку. Не знаю, как сочетались скачки на ипподроме с полетами самолетов, но до 1912 года лошадям пришлось сосуществовать с первыми этажерками.

За короткое время были построены не только ангары и выровнено поле для удобства взлета и посадки, но и переделаны трибуны по бокам от взлетно-посадочной полосы.

Читайте также  Как американцы едят индейку?

В 1910 году авиация и авиаторы были очень и очень в моде. Все ждали первого всероссийского праздника авиации.

Места на трибунах на новом ипподроме-аэродроме разлетались вмиг и стоили поэтому весьма немало. Места в ложах — по 25 рублей, остальные, в зависимости от удобства обзора, от 5 руб до 20 коп. Ну, а пацанва, собравшаяся посмотреть на полеты за забором аэродрома, могла это сделать совсем бесплатно.

Бизнес на путешествии

Новый аэродром был открыт в день празднования Всероссийского праздника воздухоплавания. Авиаторы (термин «летчик» появился позднее) показывали свою отвагу, соревнуясь на скорость и высоту полета. Производились даже вылеты с пассажирами! В качестве пассажиров среди других смельчаков поднялись в воздух Петр Столыпин, премьер-министр России и председатель Государственной Думы Гучков!

Самолеты тогда развивали скорость до 70−80 верст в час и могли подняться на высоту нескольких сотен метров. Этого оказалось достаточно для первой авиакатастрофы России: Лев Мациевич 24 сентября 1910 года попытался поставить рекорд высоты — и его Фарман развалился на несколько частей. А поскольку сама идея парашюта возникла именно из-за этого происшествия, то до его изобретения при падении с высоты в несколько сотен метров пилот самолета был обречен.

Памятный камень на месте гибели Мациевича
Фото: Vladimir Ivanov, ru.wikipedia.org

С 1912 года аэроклуб взял в аренду большую территорию рядом с ипподромом, т.н. «Комендантское поле», вскоре получившее название «Комендантский аэродром». Клуб платил коменданту Петропавловки по договору аренды 13.000 рублей в год — и вспомним, сколько тогда стоил рубль!

В период до начала Первой мировой войны с Комендантского аэродрома стартовали перелеты Петербург-Гатчина, а затем и Петербург-Москва.

Воистину, это был звездный час Комендантского аэродрома!

Читайте также  Витебск. Что посмотреть усталыми глазами?

После Первой мировой на аэродроме вначале базировалась эскадрилья истребителей, в 30-е годы конструктор Поликарпов испытывал там свои истребители «И», аэродром стал учебной и испытательной базой ВВС.

Во время блокады Ленинграда на аэродроме базировались истребители, защищавшие город от налетов. Кроме того, во время блокады на Комендантский, ставший важным участком авиамоста на Большую Землю, садились и взлетали транспортные самолеты, перевозившие в город провиант, а из города — эвакуируемых специалистов.

К началу 60-х годов город разросся уже так, что полеты на аэродроме пришлось прекратить — а с начала 70-х зона бывшего аэродрома стала зоной массового жилищного строительства.

Комендантский проспект в Санкт-Петербурге
Фото: Фидель22, ru.wikipedia.org

И многие ныне живущие на Комендантском не знают ни про полеты с ипподрома, ни про Мациевича, ни про других первых авиаторов России.

Добавить комментарий