Как путешествовать и зарабатывать на этом

Переславль-Залесский — один из самых старинных русских городов, входящий в Золотое Кольцо. Древний, ухоженный, и даже с пробками.

Но начать хочется не с самого города, а с болот. Берендеевых. Которые в первые годы Советской власти начали разрабатывать, да в погоне за торфом потеряли кучу артефактов. Зато не потеряли тайну.

Берендеево царство — сказка

Антти Аматус Аарне был финским ученым, исследователем фольклора. Учился, как и положено, в Санкт-Петербурге, докторская диссертация называлась «Сравнительное изучение сказок».

Впоследствии этот список был дополнен, в этом участвовали и советские ученые. По сей день указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона является важным трудом в международной науке.

Под номером 1362 в этом указателе идет сюжет о «снежном ребенке». В средневековом варианте это был мальчик: моряк возвращается из плавания, а дома его встречает не только жена, но и новорожденный сын, который родился от того, что ждущая жена съела снежинку. Моряк растит ребенка, потом забирает его в поездку, продает в рабство, а по возвращении объясняет женщине, что мальчик растаял.

Этот жутковатый сюжет вошел в фаблио — средневековые французские стихи. Он появляется в рукописном сборнике XI века «Кембриджские песни». В немецких преданиях есть Schneekind.

А под номером 703 значится сюжет об искусственном ребенке, которого делает для себя бездетная пара из дерева, из снега и т. д. Указывается, что подобный сюжет проходит в литовских, сербских и русских сказках.

Образ Снегурочки часто связывают с другим персонажем русского фольклора — Костромой. Той самой, которую сжигают на костре при проводах зимы. Вспомним, что Переславль-Залесский находится по пути в город Кострому. Более того, имение Александра Островского — автора «Снегурочки» — находилось в Костромской губернии (сейчас там музей). И на флаге Островского района Костромской области изображена Снегурочка, и день рождения ее там празднуется.

Читайте также  Выгодно ли переходить на летнее и зимнее время?

Флаг Островского района Костромской области, Россия
Фото: ru.wikipedia.org

Поселил свою героиню гениальный драматург в деревню берендеев. Известно, что эта идея пришла ему в голову именно по дороге в свое имение Щелыково близ Костромы, как раз на участке пути Переславля-Залесского.

Это теперь «берендеевы царства» расплодились по всей России, главным образом, в качестве элитных поселков. А тогда сохранившиеся названия указывали на конкретную географическую древность и историческую тайну.

Вероятно, Островского тоже заворожили эти названия — слобода Берендеево, Берендеево болото. Эти названия и сейчас сохранились.

Берендеево царство — реальность или «лепшие мужи в черных клобуцех»

К театральной постановке пьесы Островского писал музыку П. Чайковский. Впоследствии написал оперу Римский-Корсаков. Опера имела мировой успех. Островский и Римский-Корсаков возвели Снегурочку в ранг значимых образов мировой культуры. И теперь Snegurochka живет своей жизнью, сама по себе.

Н. К. Рерих, «Снегурочка», эскиз костюма к драме А. Н. Островского
Фото: museum.clipartmania.ru

Декорации к различным постановкам делали самые знаменитые художники — В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих. На эскизах театральных костюмов Н. Рериха мы видим далеко не славянскую, а восточную тематику. Здесь славянская мифология переплетается с исторической правдой.

В. М. Васнецов, «Берендейки», 1885 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Бизнес на путешествии

Что же это был за народ — берендеи, о котором гласят русские летописи? Те, кого на Руси называли «свои поганые»? (В слове «поганый» здесь нет никакого оскорбительного оттенка, это прямое заимствование латыни — «язычник», которое встречается во множестве европейских языков.) Язычники, но свои, кочевники, но свои. Целиком и полностью свои. И это не случайно.

Берендеи, как и печенеги — тюркского происхождения. Известно и еще название — «торки», которое сохранилось в топонимике многих мест. Одно из самых распространенных наименований берендеев и прочих торков — «черные клобуки» (то есть высокие черные шапки). Именно поэтому часто говорят о том, что современные каракалпаки (тоже в переводе «черные шапки») — могут быть если не прямыми потомками берендеев, то все же отдаленными родственниками.

Читайте также  Чем славится флора и фауна Тринидад и Тобаго?

Печенеги убивают Святослава Игоревича, средневековый манускрипт
Фото: ru.wikipedia.org

Сами же берендеи, теснимые своими другими прямыми родственниками — половцами, искали на Руси убежища. И они его получили, взамен участвуя во всех битвах русских с половцами. Иногда войско могло состоять только из берендеев, за исключением возглавляющего его князя («Глеб же посла брата своего Михаила и с ним переяславець сто, а берендеев полторе тысячи»).

С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Да и изгнания из родных степей они половцам не забыли.

Так торки и берендеи и селились в приграничных районах, сначала в Киевской Руси, где их было больше всего, затем в Северо-Восточной (но, возможно, что и наоборот). Стали полукочевниками, а местами и оседлыми, мало ассимилировались, но служили в целом верно и преданно. На Руси они жили свободными людьми, сохраняя свою полную самобытность.

Нарождающиеся русские княжества смогли отстоять свою независимость от угрозы из степи, в том числе, и с помощью берендеев — черных клобуков.

Те прекрасно знали обычаи и военное искусство своих противников, были прекрасными всадниками и разведчиками. В авангарде войска или в погоне черные клобуки были незаменимы. Пришлось берендеям поучаствовать и в междоусобных войнах русских князей.

Переславль-Залесский
Фото: Галя Константинова, личный архив

В Переславль-Залесский и в целом во Владимиро-Суздальской земле берендеи поселились во времена неизвестные, но тоже, вероятно, в XI веке. Вокруг Берендеева болота сохранились деревни с тюркскими названиями.

Последний раз берендеи упоминаются в XIII веке, причем уже в других источниках. Знаменитый персидский государственный деятель и ученый Рашид ад-Дин пишет о нашествии Батыя:

«царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа черных шапок и в девять дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».

Читайте также  Международный день счастья. Как осчастливить человечество?

Началась другая эпоха.

Черные клобуки частично погибли, частично были взяты плен, частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично ушли на территории современной Венгрии.

Нет уже ни половцев, ни берендеев, ни даже финно-угорского племени меря, которое также жило в этом регионе. Осталась память, и похоже, что очень добрая: не зря и Берендеево царство такое красивое, и царь Берендей такой мудрый. Еще в XVII веке в Московской Руси в ходу были шапки-«берендейки». Берендейкой называли и сумочку с ремнем, в которой носили фитиль и порох. И складывается впечатление, что берендеев не забудут.

А нам пора вспомнить человека, родившегося чуть позже в Переславле-Залесском — Александра Невского.

Продолжение следует…

Добавить комментарий