Организация путешествий как бизнес

Как путешествовать и зарабатывать на этом

После войн остаются не только победные реляции и память о героях, остаются еще вдовы и сироты. И первыми сестрами этого монастыря — «вдовьей обители» — были вдовы, матери и сироты погибших на Куликовом поле.

Снова седая старина, снова времена, овеянные легендами. Но и среди легенд есть факты, описывающие историю средневековой Руси, становления и укрепления Московского княжества.

Как многие могут помнить, Куликовская битва состоялась в сентябре 1380 года, как раз на праздник Рождества Богородицы. В благодарность за победу и был основан Рождественский монастырь. Этот один из самых древних монастырей в Москве — Богородице-Рождественский женский монастырь, расположен в самом центре Москвы на улице Рождественка, которой он и дал имя.

Мария Серпуховская

Основательницей этого монастыря стала княгиня Мария Серпуховская (1330−1389 гг.). О княгине Марии, к сожалению, сохранилось мало сведений.

Мужем ее был младший сын Ивана Калиты, внук Даниила Московского и правнук Александра Невского — Андрей Иванович Серпуховской. Брак между ними был заключен в 1345 году. А вот детей, по всей вероятности, долго не было. Предполагается, что она ездила просить о детях к Сергию Радонежскому, и ее просьба была услышана. В 1354 году княгиня родила сына, потеряв за месяц до родов мужа, умершего в возрасте 25 лет во время эпидемии чумы.

Владимир Серпуховской, или Владимир Храбрый, родившийся на сороковой день после смерти своего отца, вырос воином и всю жизнь отстаивал независимость Московского княжества.

Вместе со своим двоюродным братом Дмитрием Донским он участвовал в Куликовской битве, в которой было разгромлено войско Мамая. Владимира тоже называют Донским. В той же знаменитой битве, кстати, участвовали и родственники его жены по отцу: Андрей Ольгердович и Дмитрий Ольгердович.

«Между тем, как юноши и мужи блистали оружием на стогнах Москвы, жены и старцы преклоняли колена в святых храмах; богатые раздавали милостыню…» (Н. Карамзин)

Читайте также  Города России. Чем знаменит Воронеж?

Во время нашествия Тохтамыша Владимир разгромил ордынский отряд. Во время набега хана Едигея князь руководил обороной Москвы.

Все это время мать и жена Владимира занимались и мирскими, и духовным делами. Возможно, мать князя — Мария — после заключения брака сына с литовской княжной и приняла постриг в том монастыре, который и основала — Рождественском, под именем Марфы.

Духовником Марии Серпуховской и ее сына был Сергий Радонежский, он стал и духовником Рождественского монастыря.

Княгиня Мария построила первую каменную церковь, по окончанию строительства и умерла.

«Тое же зимы в Филиппово говение, месяца декабря в 2 день… преставися раба Божия благовернаа княгини Мария Андреева, мати сущи Владимеру, в черницах и скиме, наречно имя ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре, иже сама создала еще сущи в своем животе».

С монастырем оказалась связана и жизнь невестки Марии — литовской княжны.

Бизнес на путешествии

Елена Ольгердовна — княгиня Серпуховская

Елена — дочка того самого Великого князя Литовского Ольгерда, который обоими браками был женат на русских княжнах. Родителями Елены были, соответственно, сам Ольгерд Гедиминович и Ульяна Александровна Тверская.

Родилась Елена то ли в в 1357 г., то ли в 1360 году и была двенадцатым ребенком в семье. Литовский двор был в то время еще в значительной степени языческим, но мать Елены была христианкой. Напомню, что Ольгерд был одним из самых могущественных правителей Европы того времени. Ходил он и на Москву, но войной усиления своего влияния добиться не смог, посему был предложен династический брак.

«Владимир Андреевич оженился у князя у Ольгерда и поя дщерь его, нареченою в святом крещении Елену».

Владимир Андреевич взял в жены Елену в 1371 году. Благословил этот союз опять же Сергий Радонежский.

Но наследники тоже появились не сразу. Предполагается, что княжеская чета просила о детях. Просьба была услышана: через 10 лет появился первый сын (а Сергий был его крестным отцом), а всего в браке родились 11 детей.

Читайте также  А что написано в тебе? Живая Библиотека, где Книги – люди

В 1410 году Елена овдовела. Но она продолжила успешно управлять всеми делами: своим двором в Кремле, Серпуховским уделом, обустройством монастыря. От мужа и свекрови ей досталась и треть московских земель, соответственно, и треть московских доходов — судебная и финансовая власть. Воспитала она и всех детей, постаравшись держать всю большую семью в единении, без распрей.

Таких женщин на Руси называли Матёрыми вдовами. Не сломаться, не выйти снова замуж, а твердой рукой вести дела, хозяйство, поднять детей — в российской истории непрерывная череда примеров подобных судеб, известных и неизвестных. На всех матёрых вдов у нас никаких монастырей не хватит.

Прожила Елена Ольгердовна около 80 лет, под конец жизни приняла постриг с именем Евпраксия и упокоилась в том же монастыре 15 (28) августа 1437 года.

Через столетие в Богородице-Рождественском монастыре оказалась еще одна знатная дама — жена великого князя Василия Третьего — Великая княгиня Соломония Сабурова. Но это уже другая история: неясно, идет ли речь о добровольном или насильственном пострижении, не очевидна история о рожденном в монастыре мальчике. Народная молва определяла этого мальчика как старшего брата Ивана Грозного, ставшего знаменитым разбойником Кудеяром.

Еще через почти столетие монастырь стал свидетелем боев с поляками. Неподалеку от монастыря, на Лубянке, находился дом Дмитрия Пожарского. Как известно, князь вместе с Кузьмой Мининым возглавили сопротивление интервентам. Обычные люди — литейщики, кузнецы, пушкари — вступали в том числе и в уличные бои. Многие из этих горожан были похоронены в Богородице-Рождественском монастыре.

Еще через 200 лет пришли французы. В самом женском монастыре они не расстреливали, но грабить пытались.

«В опустевших монашеских келлиях поселился французский генерал. Каждый день из монастыря обосновавшиеся в нем солдаты отправлялись за добычей и приносили в мешках награбленное. В одной из келлий была оборудована кузница, где все золотые и серебряные вещи переплавлялись в слитки… Ежедневные походы становились все менее удачными. Лавки и склады были уже дочиста разграблены, и солдаты нередко возвращались с пустыми руками. Тогда они шли к монахиням, жестами показывая, что хотят есть, хотя их голодные глаза были красноречивее жестов. «Кто что готовил, даст им, — рассказывали монахини, — потому ведь, захотят, так сами возьмут; опять же жаль их, сердечных, не умирать же им голодной смертью…» (Толычева. Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе)

Читайте также  Путешествие по России. Может ли быть пустыня в тайге?

Жаль сердешных, конечно… От того времени сохранилось много легенд. И серебряный оклад с иконы наполеоновский солдат не смог снять — оцепенел в буквальном смысле слова так, что на руках выносить пришлось. И когда войска уходили из Москвы, поджечь монастырь им не удалось: солома отсырела.

Еще через два столетия на долю монастыря выпало новое испытание. Как было принято, на территории некоторое время существовал лагерь, затем — коммунальные квартиры. Монастырское кладбище было уничтожено, многие монахини репрессированы, некоторые расстреляны. При этом нескольким монахиням было разрешено остаться в обители, более того, по крайней мере две из них продолжали жить на территории до конца 1970-х годов. Об одной — Варваре — известно, увы, из уголовной хроники: ее убили в 1978 году — ничего политического, из алчности, в надежде поживиться иконами.

Сейчас ставропигиальный Богородице-Рождественский монастырь является действующим женским монастырем. Если немного проехать мимо Кремля, то можно посетить еще один древний и действующий сейчас женский монастырь — Зачатьевский. Но о нем — в следующий раз.

Добавить комментарий